Наверняка многим знакомо понятие "французское исключение". В качестве одной из его многочисленных иллюстраций хочется привести подводные лодки типа "Плювиоз". Все привыкли, что (до появления атомной энергетической установки) для надводного хода субмарины использовали исключительно дизели. А паровые машины тройного расширения не хотите? Да еще на серийных подводных лодках! Именно так французы и поступили.

В данном случае они сделали ставку на мореходность, обитаемость и во­оружение, так как относительно большое водоизмещение, запас плавучести и, соответственно, внутренний объем корабля, давали возможность особо не экономить и добиться преимущества по этим показателям перед подлодками вероятных противников. Формально, эти стремления в проекте удалось воплотить, и Франция получила действительно мореходные, сильно вооруженные корабли с хорошей для того времени обитаемостью. Но, как верно позднее саркастически заметил капитан-лейтенант Ламбер, это были «превосходные корабли, но плохие подводные лодки». Французские моряки стремились выиграть перед эвентуальными противниками в мощности торпедного залпа и мореходности, и это стремление привело их к глубоко ошибочному пути развития, когда надежность оружия была принесена в жертву его формальной мощности, а мореходность подводники стали оценивать только в сравнении с надводными кораблями. Практически все европейские флоты сделали выбор в пользу трубных торпедных аппаратов, обеспечивающих надежность применения торпед, тяготение же французов к наружным реечным аппаратам снижало как надежность основного оружия лодок, так и обесценивало хорошую мореходность и обитаемость — ведь для обслуживания торпед, подвергавшихся воздействию морской воды, субмаринам приходилось часто возвращаться в базу. Это превалирование формальной мощности и табличных показателей над реальными результатами службы в боевых условиях ярко описал историк французского флота Теодор Ропп, который объяснял неудачи лодок в Первую мировую войну «оригинальностью, с которой мы подходили к решению технических проблем при плавании под водой, и к стремлению найти изящное решение — ради самой изящности... Наши субмарины были более совершенны в деталях, чем английские или германские, но на практике не могли соперничать с ними».
«Французские корабли, — продолжает Ропп, — различались, скорее, не по типам, а по именам авторов проекта. Каждый инженер занимался решением тех проблем, которые казались ему наиболее интересными. О надежности же, простоте и дешевизне предпочитали забыть. Сложное устройство, позволяющее сэкономить десять фунтов веса на машинах, могло стоить вдвое дороже, чем старое, выходить из строя в море и требовать десять человек для ремонта».
Полностью монография Максима Дианова о субмаринах этого типа опубликована в "Морской кампании" 5/2018. Приобрести журнал можно по ссылке.

Дату начала броненосной эпохи в истории мирового судостроения можно определить довольно точно - это 5 сентября 1854 г. (здесь и далее все даты - по новому стилю). В этот день французский император Наполеон III отдал распоряжение о постройке пяти плавучих батарей с железной защитой бортов.

Предыстория этого события хорошо известна. Смертоносная эффективность разрывных снарядов бомбических орудий против деревянных кораблей была наглядно продемонстрирована в Синопском сражении 30 ноября 1853 г., когда русская эскадра контр-адмирала П.С. Нахимова, впервые массово применив такие пушки, полностью уничтожила турецкую. Хотя к тому времени уже был проведен ряд опытов по использованию железных листов для защиты бортов деревянных кораблей, ни британский, ни французский флоты не осознавали необходимости массового внедрения бронирования. Так продолжалось до начала Крымской войны, когда корабли союзников вынуждены были иметь дело с русскими береговыми батареями, защищавшими входы в хорошо укрепленные порты. Особенно ярким эпизодом стала перестрелка 17 октября 1854 г. с фортом «Константин», прикрывающим вход в Севастопольскую бухту, в ходе которой русские артиллеристы с близкой дистанции нанесли значительные повреждения деревянным кораблям англо-французской эскадры. С тех пор даже могучие линкоры отваживались вступать в бой с береговыми укреплениями только на больших дистанциях, где огонь их многочисленных пушек оказывался куда менее эффективным.
Французская сторона осуществила разработку базового проекта бронированной плавбатареи и намеревалась построить десять таких кораблей, однако из-за ограниченных возможностей национальной промышленности -особенно металлургии - была вынуждена довольствовать-
ся пятью и обратиться к британскому союзнику с просьбой построить оставшиеся пять. Несмотря на определенную долю скептицизма по отношению к новому типу, 9 октября 1854 г. Адмиралтейство выдало соответствующий заказ.
Полностью материал Сергея Патянина о броненосных батареях времен Крымской войны был опубликован в журнале "Арсенал-Коллекция" 12/2016. На данный момент от всего тиража осталось 3 экземпляра. Допечаток не будет. Поэтому интересующимся темой, пожалуй, стоит приобрести сейчас, пока такая возможность имеется в принципе. Приобрести журнал можно здесь.

Неожиданно обнаружил, что остался в единственном экземпляре журнал "Арсенал-Коллекция" 7/2017. Ключевая тема номера - материал от Владимира Сидоренко о подводных лодках японского флота типа "Оцу".

Приходится констатировать, что доступные отечественному читателю русско- и англоязычные источники по японскому подводному флоту периода Второй мировой войны весьма поверхностны и изобилуют многочисленными фактическими ошибками. Данная работа является попыткой, основываясь преимущественно на японских материалах и документах, дать более точное и детальное представление о конструкции подводных лодок типа «Оцу» Японского императорского флота и не претендует на исчерпывающую полноту. С другой стороны, автор не стал ничего выдумывать для заполнения остающихся «белых пятен». Выбор пал именно на данный тип подводных лодок из-за того, что он был самым многочисленным в японском флоте периода войны на Тихом океане, а, кроме того, многие из принятых для подводных лодок типа «Оцу» конструкторско-технических решений были для японского подводного кораблестроения 30-40-х гг. XX века типовыми, что позволит читателям получить более точное представление не только о собственно лодках типа «Оцу», но и о японских подводных лодках других типов и японском подводном флоте в целом.
Заказать журнал можно здесь. Доставка по России почтой бесплатная.

Покорение самолетом океанов сыграло чрезвычайно важную роль в развитии гражданской коммерческой авиации. Именно освоение трансатлантических маршрутов, прочно связавших по воздуху Новый и Старый Свет, показало реальные возможности авиации по обеспечению оперативной доставки пассажиров, почты и грузов фактически в любую точку земного шара. Впоследствии именно на трансокеанских трассах коммерческие самолеты продемонстрировали свои неоспоримые преимущества перед морскими пассажирскими лайнерами, способствовали их скорому закату и своему небывалому взлету.

При этом «первую скрипку- в освоении трансокеанских маршрутов в 20-х - 30-х годах прошлого века играли не сухопутные машины, а гидросамолеты - летающие лодки. Этому были свои, весьма веские причины.

Во-первых, гидросамолет мог садиться на воду и взлетать с воды. Таким образом обустроить гидроаэродром было проще, чем аэродром сухопутный. Особенно в отдаленных уголках Азии. Африки. Южной Америки и Океании, где обычные аэродромы отсутствовали, но зато в избытке имелись водные акватории.

Во-вторых, полеты на гидросамолете над морем были безопаснее, чем на обычном самолете. При отсутствии сильного волнения пилот гидросамолета мог в любой момент и без большого риска посадить свою машину на воду, тогда как успех вынужденной посадки самолета с колесным шасси сильно зависел от рельефа местности. Кроме того, если была такая возможность, летающая лодка после вынужденной посадки могла своим ходом добраться по воде до ближайшего берега. Ну и. наконец, летающие лодки обладали лучшей мореходностью, чем поплавковые гидросамолеты.

Подробнее о трансатлантических гидросамолетах читайте в монографии А. Заблотского "Летающие клиперы" Америки". Заказать можно здесь. Доставка по России почтой бесплатная.


Интернет-магазин военно-исторической литературы "Арсекола" возобновляет продажу журналов комплектами. В случае приобретения комплекта цена за каждый номер составит 170 рублей. На данный момент мы можем предложить Вам следующие комплекты:

1. Журнал "Морская кампания" за 2016 год, 10 номеров, кроме 1 и 12. Стоимость 1700 рублей;

2. Журнал "Морская кампания" за 2017 год, 11 номеров, кроме 12. Стоимость 1870 рублей;

3. Журнал "Морская кампания" за 2018 год, 7 номеров, кроме 1, 8, 9, 11, 12. Стоимость 1190 рублей;

4. Журнал "Арсенал-Коллекция" за 2016 год, 12 номеров. Стоимость 2040 рублей;

5. Журнал "Арсенал-Коллекция" за 2017 год, 12 номеров. Стоимость 2040 рублей;

6. Журнал "Арсенал-Коллекция" за 2018 год, 11 номеров, кроме 12-го. Стоимость 1870 рублей

7. Журнал "Военная кампания" за 2017 год, 11 номеров. Стоимость 900 рублей.

Желающих приобрести какой-либо из комплектов прошу писать мне на электронную почту info@arsekola.su. Получив Вашу заявку я еще раз проверю наличие на складе требуемых журналов и только тогда, во избежание накладок, пришлю счет на оплату. Также Вы можете согласовать со мной свой уникальный комплект из интересующих Вас номеров, но чтобы выдержать цену 170 рублей за журнал, он должен содержать не менее 7 номеров.

Андрей Чаплыгин 16 декабря 2020

В интернет-магазине "Арсекола" открыт предзаказ на книгу Никольского "Эскадриля "Агрессор" ВВС США. Изображая "Русскую угрозу". Доставим в конце декабря. Пересылка почтой по России бесплатная.

Эскадрильи боевых самолетов, призванных во время учений имитировать воздушный бой с истребителями вероятного противника США начали формировать после войны во Вьетнаме. Новые эскадрильи получили общее название "Агрессор" (Aggressor). Во время Холодной войны самолеты "агрессоров" имели опознавательные знаки и камуфляжную окраску, характерные для ВВС СССР. В последние годы, когда на Западе однозначно указали на Россию, как на вероятного противника, "агрессорство" расцвело с новой силой. Истребители "агрессоров" ведут тренировочные воздушные бои в полном соответствии с правилами и наставлениями стран-вероятных противников США. Подбор самолетов для эскадрилий производится таким образом, чтобы по своим характеристикам они примерно соответствовали "вражеским" истребителям. "Агрессоры" (им может стать только опытный пилот-доброволец, имеющий квалификацию инструктора) натаскивают строевых летчиков на ведение маневренных воздушных боев. Через бои с "агрессорами" в обязательном порядке проходят все летчики-истребители ВВС и авиации ВМС США.

Новая книга ведущего историка современной авиации впервые дает полное представление об истории и всех типах летательных аппаратов эскадрилий "Агрессор" - от зарождения до сегодняшнего дня, включая эскадрильи вертолетов-агрессоров и сверхсекретных "электронных агрессоров", имитирующих радио-электронную борьбу "врага".

Эскадрильи «Агрессор» ВВС США. Изображая «Русскую угрозу» (Предзаказ. Доставка в конце декабря-начале января)

Андрей Чаплыгин 15 декабря 2020

Происхождение венесуэльского миноносцы "Маргарита" - большая загадка. Одни авторы считают, что это бывший эквадорский "Райо", но такого миноносца в составе эквадорского флота не было. Другие утверждают, что таки из Эквадора, но это бывший "Тингурауа". Третью говорят, что его поставили Англия или Испания.
О том, что было на самом деле читайте в свежем выпуске "тонкой" "Морской кампании", который уже на днях приедет из типографии. Однако предзаказ по более низкой цене все еще можно оформить в интернет-магазине "Арсекола".

Морская кампания 1/2020 (Предзаказ. Доставка в декабре 2020 года)

Андрей Чаплыгин 15 декабря 2020

На всякий случай, если кто еще не видел, выкладываю содержание альманаха "Морская кампания", который сейчас печатается в типографии.
Ю.А. Ликин. Винтовые клипера типа "Алмаз"
А.М. Пастухов. Канонерская лодка "Цзиньоу"
И.А. Ястребков. Шлюпы типа "Нимфа"
П.А. Лепихин. Крейсер "Элизабета"
А.А. Малов. Эскадренные миноносцы типа "Смит"
Р.В. Владимиров. Французские эсминцы "800-тонного" типа
Д.Б. Клефортов. Эскадренные миноносцы типа "Врангель"
С.В. Патянин. Итальянские десантные корабли Второй мировой войны
И.В. Борисенко. Катастрофа у острова Готланд
Е.А. Целиков. Линкор "Джулио Чезаре" в сентябре 1943 года
Д.Б. Клефортов. Легкие крейсера типа "Тре Крунур"
Подписка еще продолжается.

Альманах "Морская кампания" (Подписка. Выход до конца 2020 года)

Андрей Чаплыгин 14 декабря 2020

Если говорить о службе шлюпов типа "Флауэр" в период Первой мировой, то интернет-поисковики чаще всего выдают интересующимся краткое упоминание о гибели у Доггер-Банки 10 февраля 1916 года шлюпа "Арэбис". Кстати, практически все об этом упоминают весьма кратко. Поэтому восстановление этого эпизода максимально подробным образом оказалось для автора весьма нетривиальной задачей. И тут снова пришли на помощь документы, опубликованные в 1926 году британским МГШ. Итак, 10 февраля стало известно, что из Ядэ вышел и направился на запад отряд германских легких крейсеров и миноносцев. Подозревая, что готовится набег на британское побережье, в Адмиралтействе приказали вице-адмиралу Битти следовать с линейными крейсерами на юг, чтобы отрезать немцам путь к отступлению. Вышел в море и Гарвичский отряд коммодора Тервита. К сожалению, 10-я флотилия шлюпов в этот день покинула бухту Бридлингтон на несколько часов раньше, чем стало известно о выходе противника из Ядэ. Чтобы не спугнуть немцев, англичане соблюдали строжайший режим радиомолчания, поэтому шлюпы не могли получить предупреждения о грозящей им опасности. Весь день они занимались тралением, а с наступлением темноты выставили светящийся буй, у которого занял позицию «Арэбис», в то время как остальные шлюпы держались в протраленном канале. В полночь с «Баттеркапа» заметили идущие по направлению к ним две торпеды, но от них удалось уклониться. «Баттеркап» стал уходить на полном ходу, за ним последовали «Поппи» и «Элиссум». В 12:22 «Поппи» передал по радио в Адмиралтейство, что «10-я флотилия шлюпов атакована вражескими миноносцами». Гораздо меньше повезло «Арэбису», который подвергся нападению сразу трех германских миноносцев. Попавшие в него снаряды перебили главный паропровод, вывели из строя радиостанцию и заклинили руль, после чего «Арэбис» не только потерял ход, но даже не мог вызвать по радио на помощь другие корабли флотилии. Однако его ответный огонь все же вынудил противника отойти. Воспользовавшись короткой передышкой, на «Арэбисе» ввели в действие ручной рулевой механизм. Еще через три четверти часа удалось восстановить прием радиограмм, с частности, принять радиограмму с «Баттеркапа». Однако противник, получив подкрепление еще из трех миноносцев возобновил бой. «Арэбис» вновь принялся отвечать, но на нем вскоре заклинило кормовое 120-мм орудие. И хотя носовая пушка продолжала стрелять (успела сделать девять выстрелов), судьба шлюпа была уже предрешена, и он, пораженный двумя немецкими торпедами, быстро пошел ко дну, унеся жизни 56 человек. Следует отметить, что за время этого боя германские миноносцы выпустили 19 торпед, из которых в цель попали только две.

Немцы подобрали из воды 14 членов экипажа, включая командира лейтенант-коммандера Роберта Хэллоуэлл-Кэрью, которые теперь стали военнопленными. Уже по пути на базу, на борту одного из немецких кораблей скончался врач «Арэбиса», которого с почестями похоронили на Гарнизонном кладбище Вильгельмсгафена. Свои мера по спасению экипажа «Арэбиса» предпринимали и англичане. Им удалось подобрать одного офицера, одного уорррент-офицера и 11 матросов. За действия во врем боя Хэллоуэлл-Кэрью 27 мая 1919 года наградили орденом «За выдающиеся заслуги».
Полностью материал о шлюпах типа "Флауэр" будет опубликован на страницах альманаха "Арсенал-Коллекция". Подписку можно оформить здесь.

Альманах "Арсенал-Коллекция". 2020 год. Подписка (Выход в декабре 2020 года - начале 2021 года)

Андрей Чаплыгин 12 августа 2020

На этот раз настало время объявить о начале подписки и на альманах "Морская кампания", о котором неоднократно и много говорилось (и вопросы мне многие и часто задавали, и на страницах журналов это публиковалось). Но теперь будущее издание уже обретает конкретные черты. Как и альманах "Арсенал-Коллекция", он будет содержать 256 страниц в твердой обложке и выйдет до конца текущего года. Опубликованные в нем материалы не будут пересекаться с материалами альманаха "Арсенал-Коллекция". Это разные издания. Полный список публикаций, которые войдут в первый выпуск альманаха, привести пока не представляется возможным. Однако точно будут винтовые клипера типа "Алмаз" от Ю.А.Ликина и "Итальянские десантные корабли Второй мировой" от С.В.Патянина. Но это далеко еще не все. О других материалах буду тоже постепенно рассказывать, но чуть позже, по мере продолжения верстки макета.

Стоимость подписки в интернет-магазине "Арсекола" 1200 рублей, но фактически с учетом начисляемой автоматически скидки 5%, она составит 1140 рублей. Имеет смысл несколько сэкономить, оформив подписку заранее, так как после выхода в розницу альманах продаваться дороже будет.
Приведенная обложка весьма условна и предназначена лишь обозначить факт начала подписной кампании. Реальная обложка будет выглядеть гораздо лучше.