Броненосные батареи Крымской войны
Дату начала броненосной эпохи в истории мирового судостроения можно определить довольно точно - это 5 сентября 1854 г. (здесь и далее все даты - по новому стилю). В этот день французский император Наполеон III отдал распоряжение о постройке пяти плавучих батарей с железной защитой бортов.
Предыстория этого события хорошо известна. Смертоносная эффективность разрывных снарядов бомбических орудий против деревянных кораблей была наглядно продемонстрирована в Синопском сражении 30 ноября 1853 г., когда русская эскадра контр-адмирала П.С. Нахимова, впервые массово применив такие пушки, полностью уничтожила турецкую. Хотя к тому времени уже был проведен ряд опытов по использованию железных листов для защиты бортов деревянных кораблей, ни британский, ни французский флоты не осознавали необходимости массового внедрения бронирования. Так продолжалось до начала Крымской войны, когда корабли союзников вынуждены были иметь дело с русскими береговыми батареями, защищавшими входы в хорошо укрепленные порты. Особенно ярким эпизодом стала перестрелка 17 октября 1854 г. с фортом «Константин», прикрывающим вход в Севастопольскую бухту, в ходе которой русские артиллеристы с близкой дистанции нанесли значительные повреждения деревянным кораблям англо-французской эскадры. С тех пор даже могучие линкоры отваживались вступать в бой с береговыми укреплениями только на больших дистанциях, где огонь их многочисленных пушек оказывался куда менее эффективным.
Французская сторона осуществила разработку базового проекта бронированной плавбатареи и намеревалась построить десять таких кораблей, однако из-за ограниченных возможностей национальной промышленности -особенно металлургии - была вынуждена довольствовать-
ся пятью и обратиться к британскому союзнику с просьбой построить оставшиеся пять. Несмотря на определенную долю скептицизма по отношению к новому типу, 9 октября 1854 г. Адмиралтейство выдало соответствующий заказ.
Полностью материал Сергея Патянина о броненосных батареях времен Крымской войны был опубликован в журнале "Арсенал-Коллекция" 12/2016. На данный момент от всего тиража осталось 3 экземпляра. Допечаток не будет. Поэтому интересующимся темой, пожалуй, стоит приобрести сейчас, пока такая возможность имеется в принципе. Приобрести журнал можно здесь.

0 комментариев