Гибель шлюпа "Арэбис"
Если говорить о службе шлюпов типа "Флауэр" в период Первой мировой, то интернет-поисковики чаще всего выдают интересующимся краткое упоминание о гибели у Доггер-Банки 10 февраля 1916 года шлюпа "Арэбис". Кстати, практически все об этом упоминают весьма кратко. Поэтому восстановление этого эпизода максимально подробным образом оказалось для автора весьма нетривиальной задачей. И тут снова пришли на помощь документы, опубликованные в 1926 году британским МГШ. Итак, 10 февраля стало известно, что из Ядэ вышел и направился на запад отряд германских легких крейсеров и миноносцев. Подозревая, что готовится набег на британское побережье, в Адмиралтействе приказали вице-адмиралу Битти следовать с линейными крейсерами на юг, чтобы отрезать немцам путь к отступлению. Вышел в море и Гарвичский отряд коммодора Тервита. К сожалению, 10-я флотилия шлюпов в этот день покинула бухту Бридлингтон на несколько часов раньше, чем стало известно о выходе противника из Ядэ. Чтобы не спугнуть немцев, англичане соблюдали строжайший режим радиомолчания, поэтому шлюпы не могли получить предупреждения о грозящей им опасности. Весь день они занимались тралением, а с наступлением темноты выставили светящийся буй, у которого занял позицию «Арэбис», в то время как остальные шлюпы держались в протраленном канале. В полночь с «Баттеркапа» заметили идущие по направлению к ним две торпеды, но от них удалось уклониться. «Баттеркап» стал уходить на полном ходу, за ним последовали «Поппи» и «Элиссум». В 12:22 «Поппи» передал по радио в Адмиралтейство, что «10-я флотилия шлюпов атакована вражескими миноносцами». Гораздо меньше повезло «Арэбису», который подвергся нападению сразу трех германских миноносцев. Попавшие в него снаряды перебили главный паропровод, вывели из строя радиостанцию и заклинили руль, после чего «Арэбис» не только потерял ход, но даже не мог вызвать по радио на помощь другие корабли флотилии. Однако его ответный огонь все же вынудил противника отойти. Воспользовавшись короткой передышкой, на «Арэбисе» ввели в действие ручной рулевой механизм. Еще через три четверти часа удалось восстановить прием радиограмм, с частности, принять радиограмму с «Баттеркапа». Однако противник, получив подкрепление еще из трех миноносцев возобновил бой. «Арэбис» вновь принялся отвечать, но на нем вскоре заклинило кормовое 120-мм орудие. И хотя носовая пушка продолжала стрелять (успела сделать девять выстрелов), судьба шлюпа была уже предрешена, и он, пораженный двумя немецкими торпедами, быстро пошел ко дну, унеся жизни 56 человек. Следует отметить, что за время этого боя германские миноносцы выпустили 19 торпед, из которых в цель попали только две.
Немцы подобрали из воды 14 членов экипажа, включая командира лейтенант-коммандера Роберта Хэллоуэлл-Кэрью, которые теперь стали военнопленными. Уже по пути на базу, на борту одного из немецких кораблей скончался врач «Арэбиса», которого с почестями похоронили на Гарнизонном кладбище Вильгельмсгафена. Свои мера по спасению экипажа «Арэбиса» предпринимали и англичане. Им удалось подобрать одного офицера, одного уорррент-офицера и 11 матросов. За действия во врем боя Хэллоуэлл-Кэрью 27 мая 1919 года наградили орденом «За выдающиеся заслуги».
Полностью материал о шлюпах типа "Флауэр" будет опубликован на страницах альманаха "Арсенал-Коллекция". Подписку можно оформить здесь.

0 комментариев