Александр Дашьян

Ранние миноносцы фирмы "Торникрофт"

История становления класса миноносцев кардинально отличалась от практики проектирования и постройки остальных классов боевых кораблей последней четверти XIX века - настолько, что попытка более-менее серьезного исследовать этот вопрос, отталкиваясь от национальных школ (проще говоря, официальных структур типа морских министерств, адмиралтейств etc.) занятие по большому счету довольно бессмысленное. Достаточно почитать документы отечественного морского ведомства, касающиеся миноносцев: «английский джентльмен Т построил для флота страны N миноносец - давайте купим у него такой же и исследуем. А вот еще французский мосье Н очень быстрый миноносец построил - давайте и ему закажем и исследуем». Купили, сравнили - за это время джентльмен и мосье успели построить еще что то - опять покупаем и сравниваем... И так много-много раз. Если вы думаете, что в других флотах было как то иначе, разочарую - так же самое. И да, даже у британцев...

То есть морские министерства и адмиралтейства не создавали, как сейчас принятно говорить, «повестку», а реагировали на инициативу «снизу». Да, со временем ситуация изменилась, в штабах появились отделы, занимающиеся планированием тактики использования нового оружия и его носителей, а в технических комитетах - люди, способные облечь идеи моряков в технические требования к строителям. Но практически до появления истребителей (начало 90-х годов XIX века) в миноносостроении царила эпоха «частной инициативы» - флоты практически всех стран покупали у нескольких поставщиков готовые проекты, лишь изредка настаивая на внедрении в них каких то частных технических решений. Как следствие, имелось огромное число миноносцев, определить национальную принадлежность которых можно было разве что по флагу, а вот «родословную» (то есть условно Шихау перед тобой или Ярроу) - довольно легко. Вот об одном из таких законодателей мод мы и поговорим. Знакомьтесь -Джон Торникрофт и его незаурядные корабли.

Конец ознакомительного фрагмента