К. Боргенштам

Эскадренные миноносцы типа "Эланд"

В годы Второй мировой войны Швеция объявила о своем нейтралитете, и основная нагрузка за соблюдением его условий с морских направлений легла на эскадренные миноносцы шведского флота. Корабли занимались сопровождением конвоев, обеспечением противолодочной обороны и спасением беженцев из прибалтийских государств. Один из них – «Клас Уггла» – погиб в 1942 г. в результате взрыва в Хорсфьорде. 

Все эскадренные миноносцы, принявшие участие в войне, строились по предвоенным проектам, основу которым в 1926 году положил «Эреншельд». Их основные тактико-технические характеристики выглядели весьма скромно: водоизмещение порядка 1000 тонн, основное вооружение из трех 120-мм орудий, шести 25-мм зенитных автоматов и шести 533-мм торпедных аппаратов. Опыт войны показал, что кораблям данного класса необходимо усиление средств противолодочной и противовоздушной обороны. Развитие зарубежных эскадренных миноносцев пошло по пути увеличения размеров кораблей: их водоизмещение превысило 2500 тонн, увеличилась мощь артиллерийского вооружения, главный калибр стал универсальным, возросло число зенитных автоматов, появились радиолокационные станции обнаружения целей и управления огнем.
Поскольку вовлечение в мировой конфликт не исключалось, Комитет Обороны Швеции предложил новую организацию флота – создание трех боевых групп, каждая из которых состояла бы из крейсера, четырех эсминцев и шести больших мореходных миноносцев. Это предложение получило одобрение парламента в 1942 г. 

Проведя систематическое изучение опыта создания зарубежных эскад­ренных миноносцев, Королевская Морская Администрация (Kungliga Marinforvaltingen) поручила разработку нового проекта инженеру-кораблестроителю Торе Хеглунду. На конкурс на строительство кораблей в числе прочих пригласили и гражданские верфи. Ряд предприятий, например, верфь «Оскарсхамнс», приняли это предложение, но в итоге в 1943 г. контракт на первый эсминец, получивший название «Эланд», был подписан с фирмой «Кокумс» из Мальмё. Второй – «Уппланд» – должна была построить казенная верфь в Карлскруне с использованием технической документации головного корабля. 

Дабы избежать риска увеличения стоимости постройки, решено было осуществлять финансирование поэтапно, а выдача заказа на второй корабль военно-морской верфи позволяла флоту иметь полный контроль над строительством. Специально созданная комиссия координировала работы и осуществляла надзор за расходами.

Конец ознакомительного фрагмента